О книге

 Авторы: Максим Ильяхов и Людмила Сарычева

Аннотация от издательства  книги «Альпина Паблишер»:

«Авторы на конкретных примерах показывают, что такое хорошо и что такое плохо в информационных, рекламных, журналистских и публицистических текстах. Как писать письма, на которые будут отвечать, и рассылки, от которых не будут отписываться.

Как создавать действенные и не вульгарные рекламные объявления. Как излагать мысли кратко, ясно и убедительно: без языкового мусора, фальши и штампов.

Следуя рекомендациям в книге, вы научитесь писать понятно, увлекать читателей и добиваться доверия. Это обязательная книга для копирайтеров, авторов и редакторов, а также дизайнеров, программистов, менеджеров, предпринимателей, руководителей, служащих и всех, кто использует текст в работе».

В этой статье рассмотрим содержание книги с точки зрения пользы для технических писателей.

1. ИДЕЯ

Смысл важнее формы. Вера в слова не говорит о наличии смысла. А смысл важен — без него текст не работает.

Энергичная подача материала и эксперименты увлекают и подводят к поиску решений. Читатель начинает мыслить по-новому.

Автор рассказывает о новом типе мышления при написании статей, рекламных текстов, резюме и т. д. Трансформация мира информации наглядно иллюстрируется на бумаге от слов к абзацам.

2. ИНТЕРЕСНЫЕ МОМЕНТЫ

В книге раскрываются приемы, которыми пользуются авторы. Например, что такое поток сознания и как с ним работать.

Автор интригует читателя, когда рассказывает о тайном знании. Тайное знание позволяет понять, что делать с абстрактным и конкретным.

Автор рассказывает о созданной дисциплине – информационном стиле. Информационный стиль — инструмент для написания текста.

3. С ЧЕМ МОЖНО СОГЛАСИТЬСЯ

В книге используется легкая для понимания и оценивания информация о новом типе мышления.

Автор приводит пояснения своих убеждений. Так проявляется забота о читателе. Например, как писать кратко, ясно и убедительно. Каждый понимает по-своему. Автор поясняет:

  • кратко – без лишних слов, но не в ущерб смыслу;
  • ясно — мысль понятна сразу, а не после расшифровки;
  • убедительно – люди к вам прислушиваются и действуют с вами заодно.

Уважение проявляется не только в заботе, но и в чуткости. В произведении есть стремление понять и прочувствовать, в чем именно нуждается читатель.

Автор приводит примеры из жизни. Это подогревает интерес к произведению и не дает уснуть где-нибудь в середине книги. Уделяется внимание к состоянию читателя, когда он в роли автора создает лучший синтаксис. Автор должен быть в расслабленном состоянии. Если автор напряжен, то придется многократно редактировать текст.

В книге приводится описание методов создания текста, а также действий, которые помогут читателю достичь нужного результата. Например, как привести в порядок синтаксис, выстроить логику и добиться красоты. Действия начинаются с заголовков и присутствуют в содержании. Например, глава 2 «Донести мысль». Пошаговая инструкция с примерами наглядно иллюстрирует, что нужно делать.

В книге описана стратегия написания вступления. С чего же начать? Как говорил древнегреческий философ Платон: «Хорошее начало – половина дела». Можно рассмотреть пример описания короткого вступления в объясняющей статье. Также приводится анализ, как написать хорошую статью. Читатель может поучаствовать вместе с автором в процессе написания статьи о микроконтроллерах.

4. СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ

Читатель может выбрать между двумя вариантами, предложенными автором. Например, варианты текстов о школах или о компаниях (стр. 8). Для начинающего специалиста такой подход помогает при формировании мышления. Однако у профессионалов может вызвать чувство внутреннего протеста и желание рассмотреть иной вариант, не предложенный в тексте (вероятно, так задумано пробудить в читателе творца).

В книге приведено многообразие примеров, в том числе слов, которые портят текст. Это шпаргалка для технического писателя, который создает документы для думающей аудитории. Можно запомнить перечень этих слов и не применять их на практике.

Например, необходимо собрать спутник из деталей. Если добавить дополнительные детали, которые не выполняют основных функций, то это увеличит вес конструкции. Сборка выполняется на поверхности Земли. Но когда спутник отправится в космическое пространство, то дополнительные детали повлияют на работу спутника. Либо спутник не долетит до нужных координат, либо долетит и будет работать неправильно. Значит, люди могут остаться без связи или качество передаваемой связи ухудшится. Поэтому важно использовать детали, которые выполняют основные функции. Так же и в тексте. Важно не портить текст словами, которые не несут смысловой нагрузки, но влияют на восприятие.

При этом хотелось увидеть шпаргалку с полезными словами, но именно этот момент остался для фантазии (наверное, так задумано). Так как информация приводится в форме сравнения, то ожидалось, что кроме слов с негативным подтекстом появятся слова-выручалочки.

В книге нет информации о документации, составленной по ГОСТ. Надеюсь, эти ценные для технического писателя сведения появятся в следующих изданиях.

5. ВРЕД ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПИСАТЕЛЯ

Произведение написано в свободной форме. При прочтении прослеживается стиль автора. В книге приведено многообразие примеров из жизни читателей. Каждый узнает в этой истории себя. При прочтении книги накрывает ностальгия. Это усиливает любопытство. Читатель может проанализировать поведение и сказанные слова, сделать выводы.

Однако ГОСТ не признает свободную форму изложения и не отображает стиль автора. ГОСТ регламентирует требования к разработке документов. ГОСТ описывает процессы создания системы и термины. Это необходимо, чтобы описание системы приводилось на одном языке, понятном для заказчиков, аналитиков, разработчиков, тестировщиков и т. д.

Подача материала выстроена по принципу от малого к большому. Образы выстраиваются как пазлы. Сначала автор рассказывает о словах, затем о предложениях и абзацах. Как итог – собранная из пазлов картина с представлением о том, что такое текст и как он работает.

На практике же наоборот. Технический писатель описывает систему по принципу от большого к малому. Состав разделов, подразделов, пунктов и подпунктов документа регламентирован ГОСТ.

Четко прослеживается структура произведения. Разделы и подразделы приведены в содержании. Однако разделы и подразделы не равнозначны по раскрытию темы. Например, «цель и задачи» и «запятая».

6. ПОЛЬЗА ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПИСАТЕЛЯ

Книга полезна для начинающего специалиста. При прочтении книги формируется видение о том, как создается сильный текст. Сила текста начинается с мелочей. А в мелочах – мастерство.

Автор делится секретами восприятия текста. Это поможет начинающему специалисту прочувствовать и посмотреть на текст не только глазами создателя, но и читателя.

В описании рассказывается о видах цели и чем руководствоваться, когда ставите цель. Как правило, хороший технический писатель понимает цель документа и чувствует свою аудиторию.

Текст рассматривается как система, состоящая из модулей. Такой подход к делу близок техническому писателю, ведь термины «система» и «модуль» постоянно используются в работе.

Анализ фрагментов текста наглядно показывает тонкости написания. Автор приводит аргументы к каждому тезису. Далее следует вывод в форме совета. Также автор предупреждает о возможных ловушках при создании текстов. Например, важные нюансы нужно объяснять подробно, а эвфемизмы опасны незаметным проникновением в жизнь. Такие знания пригодятся всем, в том числе и техническим писателям.

Многоуровневое распределение объектов в описании (слово, предложение, абзац, текст) оставляет пространство для новых идей. Автор раскрывает значимость абзацев и описывает, как абзацы создают ощущение порядка. Читатель научится не только мыслить в мире информации, но и создавать свое. А создавать исключительное и нужное – это новый этап в саморазвитии.

В текст добавлены вопросы, которые наводят читателя на правильные мысли. У читателя есть выбор, как поступить в сложившейся ситуации. Например, автор интересуется, в какую школу вы бы отдали ребенка: хвастливо-придыхательную или в ту, в которой знают, о чем говорят. Затем предлагается оценить и сравнить объявления о школах. Таким образом, появляется возможность сформировать свое видение ситуации. Ведь слова являются природным фильтром информации. А правильное использование слов открывает безграничные возможности, в том числе для создания качественной документации за короткий срок.

Приведенные сравнения (было/стало) помогают расставить приоритеты. Как говорится, все познается в сравнении.

В книге подробно рассказывается о том, почему не нужно использовать оценочные суждения и чем их заменить. Использование оценочных суждений влияет на качество документации.

Во второй главе автор повествует, как донести смысл с помощью принципов информативности, рассказывает про магию синтаксиса и запятых. Необходимо видеть конструкции синтаксиса и уметь проверять, работает ли конструкция, и как исправить, если не работает. Ведь запятые как светлячки освещают места, где прячутся сложные конструкции в предложениях. Автор рассказывает, как именно разделить такие предложения, чтобы текст стал комфортным. Это пригодится в описании регламентированных ГОСТ разделов, подразделов, пунктов и подпунктов документа.

При прочтении читатель может потренироваться в распутывании сложных синтаксических узлов в статье о работе с клиентом.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В книге затронуты многие аспекты жизни: написание статей, продвижение услуг, подготовка к собеседованию т. д.

В третьей главе «Рассказать о себе» автор повествует, как рассказать о пользе своей работы и презентовать свои достижения. Автор не нарушает целостности мира читателя, а делает акцент на индивидуальности, вкусе и здравом смысле. После прочтения книги можно научиться не только рекламировать свой продукт, но и подготовиться к собеседованию.

В тексте встречаются опечатки. Например, пуГают/пуТают (про уважение к читателю, стр. 92), наЙТи/наШЛи (про теорию струн, стр. 174), распуГать/распуТать (про сложные синтаксические узлы, стр. 205). Возможно, используется прием для удержания внимания читателя, а возможно просто опечатки (можно только догадываться).

Автор подготовил практические задания (стр. 399). После прочтения книги читатель может применить полученные знания на практике.

Книга никогда не потеряет актуальности, потому что в ней говорится о вечном – умении мыслить по-новому при создании сильных текстов. Рекомендую книгу к прочтению.

Получить консультацию по документам

Оставьте заявку на обратный звонок или свяжитесь с нами:

Позвонить
Написать
Telegram

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности